Письмо тюменской общественности архиепископу Димитрию, 2004 год
Ваше Высокопреосвященство!
Так сложилось, что главные храмы России и Сибири посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. В Тюмени главным храмом на протяжении более двух столетий был Благовещенский собор, но существовала в городе и Успенская церковь, построенная в 1765-69 гг. на территории закрытого женского монастыря (на углу современных улиц Кирова и Хохрякова, бывших – Войновской и Успенской). Это была одна из шести больших каменных приходских церквей, возведённых в Тюмени в 18 веке в стиле русского сибирского барокко. Два боковых придела храма были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Алексия, митрополита Московского. В Иоанно-Богословском приделе находилась чтимая ещё с 17 века икона великомученицы Параскевы Пятницы. Успенская церковь была связана с именами замечательных тюменских благотворителей: купца Семёна Михайловича Трусова и боголюбивого полковника Дмитрия Михайловича Серебрякова. В ограде Успенской церкви с юго-восточной стороны был устроен прекрасный сад.
В ночь с 4 на 5 июня
С 1930-х гг. по настоящее время на месте Успенской церкви стоят два ветхих деревянных жилых «барака». Пройдёт совсем немного времени и на этом, Богом отмеченном месте, воздвигнут высотное здание с каким-нибудь рестораном, торговым центром, казино, боулингом и т.п. Обращаюсь к Вам, Ваше Высокопреосвященство с мольбой о том, чтобы, не допустив такого развития событий, восстановить Успенский храм на своём законном историческом месте. Воссоздание из небытия храма Успения Пресвятой Богородицы в Тюмени станет актом такой же силы и значимости, как восстановление храма Христа Спасителя в столице. Только бы не опоздать!!! Вокруг места Успенской церкви образовался и очень быстро продолжает строиться новый элитный жилой район города.
В нашем распоряжении имеется несколько снимков Успенской церкви, чертёж плана и фасада, подробное описание интерьеров Успенской церкви и т.д. Думаю, этого достаточно, чтобы сделать исторически обоснованный проект, чтобы вновь взвились к небу купола главы прекрасного сибирского храма.
Успенская церковь – это не просто храм, она сама – жертва политических репрессий, символ поруганной веры, церкви и страны. Возродившись она могла бы стать не только Домом Божьим, но и памятником всех жертв репрессий в России ХХ века и храмом новомучеников российских, образом непобедимости православия и России. Её воссоздание стало бы актом восстановления исторической справедливости,